Об оригинальных маслах и не только, часть 2

Об оригинальных маслах и не только, часть 2

? Вопрос: Но ведь корпорации Toyota, Volkswagen, Mercedes-Benz, Renault, BMW, General Motors, Honda, Mitsubishi, Hyundai, Subaru — это, по существу, сборочные заводы. Они не только сами не изготавливают масло, но они и автомобили-то собирают из компонентов, а то и целиком из узлов, производимых поставщиками. Откуда же берется оригинальное масло? Кто и где его изготавливает?

оригинальные маслаОтвет: Безусловно, автопроизводители не варят сами масла и спецжидкости. Так же, как не изготавливают сами шины, аккумуляторные батареи, свечи зажигания, фары, амортизаторы и т. д. Данные масла изготавливают по их лицензии профильные заводы. Вопрос «какое и где?» — требует выяснения в каждом конкретном случае. Например, в Европе масло для компании Mazda и Nissan изготавливает компания Total. Для Toyota в Европе — ExxonMobil, масло для внутреннего (domestic) рынка — японские заводы Idemitsu Kosan, Exxon Mobil Yugen Kaisya, экспортное (export, оно же «черная банка», оно же «сервисное») — на различных заводах как на территории Японии, так и в других странах. О том, где производится масло для российских брендов, Вы можете узнать здесь.

 

? Вопрос: Не переплачиваю ли я, покупая оригинальное масло, просто за бренд Toyota, GM или Nissan?

оригинальные маслаОтвет: Правильный вопрос. Но Вы же не думаете, что, покупая масло Mobil (Castrol, Shell, Eneos, Idemitsu), Вы не платите за название бренда на канистре? И еще большой вопрос, в каком именно случае с Вас берут «за имя» большую плату. Например, в Японии крупные нефтяные компании, изготавливающие оригинальные масла по контрактам, продают те же продукты под своим брендом значительно дороже (в Японии замена масла в авто часто происходит на сервисных станциях, совмещенных с  АЗС, как эта станция Idemitsu). Да и масла под хорошо известными нам брендами Mobil и Castrol стоят в Японии существенно дороже оригинальных. То есть производители масел оценивают стоимость своего бренда выше, нежели брендов Toyota или Honda.

 

? Вопрос: Стоп. А почему тогда на нашем рынке оригинальные масла Toyota или Honda стоят дороже Mobil и Castrol?

Ответ: Ну, наверное, потому, что в Россию не поставляются официально масла  известных брендов, изготовленные в Японии и для японского рынка. Только их есть смысл сравнивать по качеству с оригинальными маслами для внутреннего рынка Японии. Например, Mobil и Castrol для японского рынка в России появляются в продаже в 3-4 раза дороже, чем поставляемые через официальных дистрибьюторов. Возможно, потому, что по официальным каналам поставляются масла с других заводов. Например, с завода в Стамбуле (Турция).

К слову, и масел, произведенных на территории Японии, у нас практически нет. О том,  где производятся и откуда поставляются на наш рынок масла «известных японских» брендов, а также о редких исключениях из этого печального правила мы расскажем позже и отдельно.

Без проведения анализа в аккредитованной лаборатории чисто логически можно предположить, что:

  • либо всемирно известные компании торгуют на огромном российском рынке ниже себестоимости, то есть себе в убыток — лично мне в это верится слабо, точнее, не верится вовсе
  • либо канистра и этикетка за рубежом непомерно дороже, что вряд ли — и внешне не отличить, и изготовлены там же
  • либо различается состав содержимого канистры — как раз на эту сумму.

 

? Вопрос: Какая разница, где именно произведено масло: в Турции, Финляндии, Франции, Японии или Бельгии? Главное — это бренд! Производитель гарантирует качество независимо от того, где расположен завод.

Ответ: «В теории нет различия между теорией и практикой, на практике — есть». Возьмем в качестве примера не масло отдельно, а автомобиль в сборе. Общеизвестно, что автомобили, произведенные в Японии, стоят  на родине приблизительно в два раза дешевле, нежели когда они продаются в России. Логично было бы предположить, что сходная тенденция должна быть и с маслами. Вот только получится ли продать нашему несостоятельному населению импортное масло по европейским (или японским) ценам?
Если продолжить аналогию с автопромом, то там задачи «попадания в цену» «на крупном рынке в бюджетном сегменте» решаются двумя способами.
Либо это разработка абсолютно нового бюджетного авто, как поступила в свое время компания Renault, разрабатывая свой Logan под лозунгом «автомобиль за 6 000 евро». Выбирая недорогую сталь для кузовных элементов (отсюда «топорный» дизайн), отказываясь от ручек на дверях и прочих «излишеств». Но при этом в Европе он тоже продается, но уже под брендом Dacia, дабы не смущать владельцев Laguna и Megane.
Либо проведение на отдельных заводах «очень глубокой локализации» своей продукции, как поступили некоторые известные автопроизводители в Китае. Внешне автомобиль тот же, название осталось, потребителя греет «обладание автомобилем мирового бренда». Но уже нигде, кроме «целевого рынка», такой продукт продавать нельзя  — например, европейский сертификат безопасности он уже не получит.

Возможно, именно этим путем и пошли крупные производители смазочных материалов, переводя целые заводы (например, заводы ExxonMobil в Стамбуле, Турция и Наантали, Финляндия) на снабжение исключительно «России и стран СНГ». И масло с этих заводов «почему-то» получается существенно дешевле, чем изготовленное для рынков Японии и Европы. И по странному совпадению подобные мероприятия (например, начало отгрузок на Россию из Турции, перевод производства в Россию) приводят к увеличению нареканий от автовладельцев на качество масла («почему-то стало сильно угорать», «не держит давление», «пошли парафиновые отложения», «застучали гидрокомпенсаторы» и т. д). 

 

? Вопрос: Не все же производители «экономят на качестве» на своих заводах в «развивающихся странах»?

Lexus маслоОтвет: Безусловно, не все. Более того, часто производитель прикладывает серьезные усилия, чтобы его продукция, производимая, например, в Китае, не воспринималась как второсортная. Вот только не всегда такие (даже искренние) усилия увенчиваются успехом.
Будем последовательны :) и обратимся к опыту производства автомобилей компанией Toyota Motor. Точнее, к его итогам в 2009 году. В ушедшем году компания, всегда славившаяся качеством своих автомобилей, стала мировым рекордсменом по количеству отозванных машин для устранения дефектов. За 2009 год фирма провела девять сервисных кампаний, отправив в ремонт более 4,8 миллиона машин под брендами Toyota и Lexus. Вот яркий пример глобализации производства.
Отличились, в том числе, и заводы в Китае (в Гуанчжоу и Тяньцзине), где только разово из-за опасности возгорания было объявлено об отзыве 690 тысяч автомобилей Toyota Camry, Corolla, Vias  и Yaris. Местного производства :)
Вот и получается, что «местоположение завода» всё же «имеет значение».

PS Тем временем ситуация продолжает развиваться и число отозванных автомобилей растет... 

 

? Вопрос: Хорошо, а, например, масла Toyota различаются в экспортном и domestic варианте? Либо они идентичны?

Toyota SM 5W30Toyota SL 5W30Ответ: Различаются. И местом производства, и ассортиментом, и качеством, и оформлением банки, и ценой. И, по нашему мнению, это честно.

Все масла, поставляемые на внутренний рынок (domestic), изготавливаются только непосредственно на заводах в Японии, экспортные масла могут быть изготовлены на одном из заводов, например, в Индонезии. Кроме того, в ассортименте продукции, поставляемой на экспорт, есть позиции, которые никогда не появятся на рынке самой Японии: например, моторное масло с вязкостью SAE 20W50. Все масла для внутреннего рынка изготавливают на базовом масле III и IV группы, а экспортные масла — на минеральной базе I группы; также используются различные пакеты присадок. Моторные масла различаются классом качества по API: на внутренний рынок поставляется моторное масло SAE5W30 класса SM, а в экспортном варианте — SL. Для спецжидкостей и трансмиссионных масел там, где названия идентичны Toyota Type T-IV(например, Toyota Type T-IV), содержимое канистр различается по цвету и (по словам сервисменов) по запаху.

Toyota Type T-IV Естественно, что более качественный продукт отличается и чисто внешне, и стоит дороже. И у Вас в данном случае есть выбор, что именно приобрести. 

 

? Вопрос: А существуют ли «экспортные модификации» других оригинальных масел? Например, изготовленных в Европе под брендами GM, Ford, Mazda, Nissan?

Ответ: Нет, нам о таких не известно. Вероятно, объемы их производства и реализации делают нецелесообразным формирование «экспортных линеек», а, возможно, это просто не соответствует политике автопроизводителей. Но для конечного потребителя причины не столь важны — важно, что качество так же идентично качеству продукции, поставляемой на рынки «развитых» стран.

Об оригинальных маслах и не только, часть 1

Об оригинальных маслах и не только, часть 1

За время работы на рынке автомобильных масел, запасных частей и расходных материалов нами накоплен определенный опыт: мы общаемся с производителями и поставщиками, мы общаемся с оптовыми покупателями и автовладельцами. И в процессе этого общения нам задают часто одни и те же вопросы. Те же самые вопросы мы слышим (и читаем), например, на форумах автовладельцев. А также встречаем (на форумах, сайтах профессиональных участников рынка) "ответы на вопросы", ознакомившись с которыми уже у нас возникает желание понять, ЗАЧЕМ люди ЭТО говорят (и пишут)?

При этом источником таких "ответов" зачастую выступают именно профессиональные участники рынка, подающие (то ли по незнанию, то ли исходя из собственных коммерческих интересов) техническую информацию, как бы это сказать… «несколько своеобразно». Безусловно, и нас можно заподозрить в необъективности, но, имея способность к логическому рассуждению и интернет под руками (для проверки заявленных нами фактов), каждый способен сделать свои выводы самостоятельно.

Для кого эта статья: для тех, кто любит думать своей головой, интересуется «что и как», но хотел бы получить дополнительную информацию для более обоснованного самостоятельного принятия решений.

Для кого НЕ предназначена эта статья: для тех, кто «и так всё знает» или полностью доверяет работникам официального дилерского центра либо автомастерской, постоянным клиентом которой является длительное время. Для них чтение этой статьи, вероятно, будет абсолютно лишней тратой времени и, возможно, нервных клеток.

 

? Вопрос: Какое моторное масло (трансмиссионное масло, спецжидкость) Вы рекомендуете использовать и почему?

engine audi petrolОтвет: В процессе проектирования и разработки автомобиль рассматривается как целостная система, и требования, предъявляемые инженерами к его различным узлам и агрегатам, являются взаимоувязанными. Например, мощность и крутящий момент двигателя определяют (в том числе) требования, предъявляемые к трансмиссии (например, к АКПП). При таком рассмотрении моторное масло является лишь одним из элементов двигателя внутреннего сгорания (причем весьма важным), и требования к нему целиком определяются параметрами двигателя и автомобиля в целом. Даже система выхлопа, обеспечивающая отвод отработавших газов из камеры сгорания двигателя, в последнее время всё активнее влияет на требования к моторному маслу.

Данные требования формализуются в виде «спецификаций автопроизводителя», а продукция, соответствующая данным спецификациям (по мнению автопроизводителя), получает от него «одобрение на соответствие спецификации». То есть автопроизводитель подтверждает, что данное моторное масло может использоваться в двигателях его автомобилей.

Например, выдавая одобрение на соответствие спецификации VW 505.01 (4/99) моторному маслу TOTAL QUARTZ 505.01, концерн VOLKSWAGEN подтверждает, что данное масло может быть использовано в дизельных двигателях VW TDI его автомобилей, оборудованных помповыми инжекторами. Всё вышеизложенное верно и для спецжидкостей АКПП, жидкостей ГУР, трансмиссионных масел и т. д.

Таким образом, мы рекомендуем использовать качественную продукцию, которая одобрена к применению автопроизводителем для Вашего автомобиля. Именно вопросам качества и соответствия будет уделено основное внимание в данной статье.

 

? Вопрос: Ну, насчет выхлопной трубы Вы явно погорячились — она-то здесь каким боком?

MB 229.51Ответ: Постоянно ужесточаемые экологические требования заставляют автопроизводителей активнее работать над системой выхлопа: совершенствуется система каталитического дожига, устанавливаются дополнительные фильтры. Все эти доработки находят свое отражение и в требованиях к моторному маслу. Например, установка сажевых фильтров на автомашины Mercedes-Benz привела к созданию допусков на моторное масло MB228.31, MB 229.31, MB 229.51. То есть, если ранее в дизельном двигателе OM600, установленном на машине без сажевого фильтра, разрешалось использование моторного масла с допуском MB229.5, то теперь, для того же двигателя на машине с сажевым фильтром, разрешено уже только MB 229.51.

 

? Вопрос: Понятно. Но всё равно — не слишком ли Вы всё усложняете? Надо просто брать масло, соответствующее самому последнему стандарту — оно самое лучшее и наверняка подходит во все двигатели.

Ответ: Распространенный подход: чем новее — тем лучше. Но, скорее, рекламный, нежели инженерный и не всегда правильный. Например, масла с допуском VW 503.00 для бензиновых двигателей и  VW 506.00 для дизельных двигателей из-за пониженной высокотемпературной вязкости запрещены к применению в двигателях, выпущенных ранее мая 1999 года. Другой пример: спецжидкость для АКПП Toyota Type T-IV не заменяет своего предшественника  Toyota Type T. Также приводим выдержку из официального письма ООО "Тойота-Мотор" официальным дилерам о применении масел с вязкостью SAE 0W20:

? Вопрос: Тогда как узнать, какое именно моторное масло (трансмиссионное масло, спецжидкость) рекомендованы к применению в моём автомобиле?

Toyota oil YarisОтвет: В идеале самым правильным способом является изучение сервисной книжки Вашего авто. Пример рекомендаций из данного документа на Toyota Yaris 2007 картинке. Однако, здесь есть трудности.

  1. значительная доля автомобилей у нас приобретается на вторичном рынке (то есть не новыми) и по этой причине они не всегда укомплектованы сервисными книжками.
  2. к сожалению, на нашем рынке имели место быть (как минимум раньше) случаи, когда сервисные книжки на автомобили печатал не автопроизводитель, а автодилер. Не будем показывать пальцем, но я лично держал в руках сервисную книжку на автомобиль корейского автопроизводителя (на тот момент он не имел представительства в России), в которой в качестве рекомендованного моторного масла были перечислены продукты ряда брендов (включая, российские :) ), но парадоксальным образом не были указаны оригинальные продукты. Я бы не стал доверять подобному «документу»…

Как же поступать в такой ситуации?

  1. Внимательно изучить собственный автомобиль. Рекомендуемое моторное масло может быть указано на двигателе, спецжидкость в АКПП — на щупе и т. д.
  2. Изучить сайт производителя Вашего авто: зачастую интересующая Вас информация может быть представлена там. Например, мой дотошный знакомый обнаружил такую информацию на свою Honda Civic на японском сайте автопроизводителя. (Владельцы автомобилей Toyota и Honda могут найти ссылки на нашем сайте).
  3. Обратиться к официальному дилеру. Однако часто дилеры считают подобную информацию «неотъемлемой частью продаваемой услуги» и готовы провести ТО, а не рассказать «что и куда заливается».
  4. Изучить специализированный каталог оригинальной продукции. Такие бывают в точках продаж, особенно тех, которые специализируются на определенных брендах. Нет проблем найти подобные каталоги и в интернете.
  5. Изучить каталог поставщика на aftermarket. По опыту, не всегда мнение автопроизводителя и мнение поставщика на aftermarket (по понятным причинам) совпадают. Например, лично держал в руках рекламную брошюру компании Castrol, в которой было рекомендовано к применению в АКПП Lexus RX300 «масло для автоматических трансмиссий на синтетической основе CASTROL ATF AMX». Притом, что компании Toyota (а также производитель АКПП U-150 компания Aisin)  предлагают использовать всё же Toyota TYPE T –IV… Далее пример рекомендации Toyota по спецжидкости для АКПП U341E:

жидкость для автоматической трансмиссии ATF

? Вопрос: В двигатель 1ZR-FE моей Toyota Corolla автопроизводителем рекомендовано заливать моторное масло Toyota SM 0W20, могу ли я залить туда Mobil 5W50 (Castrol 10W60 и т. п.) потому, что я1ZR-FE

    • хочу, чтобы это была обязательно синтетика,
    • считаю, что масло 0W20 слишком жидкое,
    • считаю, что масло Mobil (Castrol и т. п.) адаптировано к нашему бензину (содержит специальные присадки, которых нигде больше нет, оно просто лучшее), а Toyota – нет,
    • в Японии идеальный бензин, он практически не влияет на вязкость масла, а у нас плохой,
    • видел, что именно это масло заливают «в такую же машину на соседнем авторизованном сервисе»,
    • быстро езжу и мне надо масло с большей верхней температурной границей,
    • у нас слишком жарко,
    • всегда лил это масло в свой ВАЗ-2109 и никогда не было проблем,
    • именно так мне советует мой сосед, а он большой специалист в этом вопросе и т. п.

Ответ: Конечно, МОЖНО! Купив свой автомобиль, Вы имеете полное право делать с ним то, что Вы считаете нужным (тем более, если это не затрагивает интересы других людей). И гоните большой суковатой палкой тех, кто попробует Вас ограничить в этом законном праве.

Как это отразится на ресурсе или мощности двигателя Вашего авто? Мы не знаем. Но данный вопрос и не должен в принципе Вас волновать, раз Вы уверены, что лучше инженеров компании Toyota знаете «как именно будет правильно».

? Вопрос: Почему же на ТО у официального дилера мой автомобиль, находящийся на гарантии, заливают вместо рекомендованного Toyota SM 0W20 масло Mobil 5W50 (Castrol 10W60 и т.п.)?


Ответ: ОтветToyota SM 0W20 простой — деньги. У нас на рынке в целях продвижения своей продукции и увеличения объемов сбыта крупные компании-владельцы брендов Mobil, Castrol, Shell активно предлагали автодилерам и сервисам так называемые «контрактные договора». По условиям такого договора автодилер (или сервис) получал существенную сумму денег (например, на закупку оборудования, что очень кстати при открытии предприятия) под обязательство использовать в обслуживании автомобилей (и выкупить у поставщика) определенный объем продукции. Понятно, что в таких условиях, требования автопроизводителя уходят на второй план. Тем более, что при возникновении проблем с Вашим гарантийным авто ремонт оплатит, опять же, автопроизводитель. А после окончания гарантийного срока — Вы. В любом случае дилер и его сервис ничего особенно не теряют. А при удачном раскладе зарабатывают два раза:

  • первый раз — подписывая "контрактный договор"
  • второй раз — ремонтируя Ваш автомобиль.

? Вопрос: На рынке есть масла поставщиков на aftermarket, получившие одобрения компаний Volkswagen, Mercedes-Benz, Renault, BMW, General Motors. А где найти масла, получившие одобрения компаний Toyota, Honda, Mitsubishi, Hyundai, Subaru?

Ответ: Такие нам не известны. Политика европейских и азиатских автопроизводителей различается. В ЕС действует довольно сильное антимонопольное законодательство, грозящее серьезными штрафами. Оно принуждает автопроизводителей раскрывать свои спецификации и выдавать одобрения по ним продуктам независимых поставщиков. В Японии и Корее таких требований нет. И приобрести, например, моторное масло, имеющее одобрение компании Toyota (а равно Honda, Mitsubishi, Hyundai, Subaru и т. д.), Вы можете только под брендом автопроизводителя.

 

? Вопрос: Я знаю, что моторное масло Toyota Castle SM 5W30 в Японии для компании Toyota изготавливает Exxon Mobil Yugen Kaisya. Почему бы мне тогда не залить вместо оригинала масло Mobil Super FE Special 5W-30? Вязкость та же, производитель тот же…

MobilОтвет: Начнем с того, что моторное масло Mobil Super FE Special 5W-30 соответствует всё же согласно API спецификации SL, а не SM, то есть является, скорее, аналогом  Toyota SL 5W30 (так называемая «черная», «экспортная» или «сервисная» банка). Такая позиция была бы более оправдана, если бы Вы имели возможность приобрести Mobil SM 5W-30, произведенный в Японии. В железной банке :). По факту же Вы с высокой долей вероятности станете обладателем высокотехнологичного продукта, изготовленного высококвалифицированными специально обученными турецкими рабочими на заводе Mobil Oil Turk A.S. Впрочем, взаимосвязь местоположения завода и качества продукта — большая и отдельная тема, об этом позже.

Далее, обращаем внимание на то, что только лишь вязкость по SAE, спецификация по API и производитель не позволяют однозначно идентифицировать продукт. Например, спецификация SAE определяет вязкость масла только по двум параметрам:

  • низкотемпературной вязкости, определяющей пуск холодного двигателя
  • высокотемпературной кинематической вязкости в диапазоне рабочих температур двигателя (это некоторое упрощение, но подробности отдельно).

И внутри данного диапазона спецификация не предполагает точных значений вязкости, а поведение масла до и после этих двух "контрольных точек" вообще никак не регламентирует.

BMW 5w40 Longlife-98В современном автомобиле подсистема «двигатель - каталитический нейтрализатор» является весьма технически сложной и предъявляет к моторному маслу подчас взаимоисключающие требования. Более того, данные требования существенно меняются от автопроизводителя к автопроизводителю. Пример? Пожалуйста: компания Elf, чтобы удовлетворять требованиям различных автопроизводителей, выпускает свой продукт ELF EXCELLIUM 5W40 в следующих вариантах:

  1. ELF EXCELLIUM DID 5W40, удовлетворяющем спецификациям Volkswagen VW 505.01/505.00/ 500.00;
  2. ELF EXCELLIUM LDX 5W40, удовлетворяющем спецификациям Mercedes-Benz 229.3, Volkswagen 502.00/505.00, BMW Longlife 98 и General Motors GM-LL-B-025;
  3. ELF EXCELLIUM XLL 5W40, удовлетворяющем спецификации BMW Longlife 01.

 

Продолжение...

 

В чем разница между Q-типом (JIS) и К-типом (ISO) свечей зажигания DENSO и можно ли менять одни на другие

Нередко возникает вопрос по поводу разницы типа свечей K и Q и возможности замены одних на другие. В DENSO разъяснили этот вопрос, ответив, что менять одни на другие не рекомендуется.

Читать дальше